• Петропавловский собор

    • Станция метро: Горьковская
    • Расположение: Соборная площадь, д. 1
    Показать на карте

Это самый старый и самый известный собор в Санкт-Петербурге. Даже Исаакиевский, намного более величественный с архитектурной, и сложнейший с инженерной точки зрения, все равно в умах горожан и туристов остается на втором месте.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Д. Трезини группой мастеров-резчиков под руководством И. П. Зарудного.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах русскими иконописцами А. Поспеловым и Ф. Протопоповым. Эскизы икон выполнил М. Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, музеефицирован в 1922 году, впоследствии (1954) передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Иконостас и другие элементы внутреннего убранства Усыпальницы утрачены. Запрестольный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу художника Н. А. Бруни, погиб во время блокады (1941–1944).

В 1908–1915 годах в Усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора. В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, в 1995 году из Кобурга сюда перенесен прах его родителей.

В 1920-е годы здание находилось в ведении Музея революции, в 1930–1940-е — приспособлено под склад Центральной книжной палаты, в 1954-м передано Государственному музею истории Ленинграда.